RU EN

Меню страницы:

Статьи 2024 г.

Контактная информация:
Ключевые слова:
В. Н. Седых, Ш. Ш. Максютов, генетическая типология лесов, лесообразовательный процесс, Россия, Новосибирск, Институт леса им. В. Н. Сукачева СО РАН, 2016, книга, обзор, рецензия
Страницы:
78–80

Реферат

Петропавловский Б. С. Заметный вклад в развитие генетической типологии лесов // Сибирский лесной журнал. 2018. № 2. С. 78–80.

DOI: 10.15372/SJFS20180208

© Петропавловский Б. С., 2018

Представлен обзор книги В. Н. Седыха и Ш. Ш. Максютова «Генетическая типология лесов в решении задач современного лесоводства». Новосибирск: Наука, 2016. 108 c.

Текст статьи


РЕЦЕНЗИЯ


ЗАМЕТНЫЙ ВКЛАД В РАЗВИТИЕ ГЕНЕТИЧЕСКОЙ ТИПОЛОГИИ ЛЕСОВ

Седых В. Н., Максютов Ш. Ш. Генетическая типология лесов в решении задач современного лесоводства. Новосибирск: Наука, 2016. 108 с.


Обложка (ред. на сайт).jpg


Необходимость перехода лесного хозяйства на принципы многоцелевого и устойчивого лесопользования обусловливает всестороннее изучение лесообразовательного процесса конкретного района (в границах лесхоза, административного района и др.) на основе генетической типологии лесов, что позволяет наполнять каждый выдел лесной растительности экологическим и сукцессионным содержанием, отражающих динамические процессы лесных сообществ – необходимой информацией для решения задач прогноза при любой лесоводственной деятельности. Такой подход направлен не только на получение древесины, но и на сохранение всей совокупности наиболее полезных свойств лесных экосистем, что обеспечивает устойчивость ведения лесного хозяйства.

Истоки создания генетической типологии лесов, которая основывается на всестороннем изучении лесообразовательного процесса связаны с исследованиями выдающихся лесоводов, изучавших кедрово-широколиственные леса Дальнего Востока – Б. А. Ивашкевича (1915, 1933) и Б. П. Колесникова (1956, 1974). Тип леса по Б. А. Ивашкевичу, объединяясь в большее число «типов древостоев» (типов насаждений), представляет собой звенья лесообразовательного процесса. Б. П. Колесников, развивая идеи Б. А. Ивашкевича первым предложил понимать лесообразовательный процесс как совокупность всех явлений возникновения, развития, разрушения и смены лесных насаждений, сопровождающих эволюцию лесного покрова. Б. П. Колесников показал, что, изучая одно звено лесообразовательного процесса (насаждение) можно судить о его предстоящем и будущем и вскрыть закономерности процесса развития леса. По Б. П. Колесникову: «К одному типу леса относятся участки (насаждения, лесные биогеоценозы), принадлежащие к различным стадиям возрастных и коротковосстановительных смен, свойственных данному типу условий местопроизрастания и характеризирующихся общностью главной породы, а также других пород, закономерно сопутствующих главной на всех стадиях указанных смен. Тип леса имеет определенный класс производительности (бонитет). Каждому типу леса соответствует конкретная система лесохозяйственных мероприятий, направленных на наиболее полное и рациональное использование лесоводственных свойств при данных экономических условиях» (Колесников, 1956, с. 18).

Но, как отмечают авторы рецензируемой книги, родоначальники учения о лесообразовательном процессе – основы генетической типологии лесов – оставили без ответа ряд теоретических и методологических вопросов этого научного направления развития лесной типологии. В частности, до сих пор нет четкого определения понятия лесообразовательного процесса. Как объекта исследования, не раскрыто его содержание и недостаточно разработаны методы изучения в плане развития генетической типологии. В связи с этим некоторые последователи учения Б. П. Колесникова стали вкладывать различное содержание в понятия и определения стадии, фазы и периоды развития.

Авторы на основе определения В. Н. Седыха (2009) предлагают под лесообразовательным процессом понимать «совокупность явлений возникновения, развития и разрушения созданного естественным или искусственным путем леса, закономерно и последовательно развивающихся на земной поверхности, реализующихся в определенных физико-географических условиях в ходе возрастного развития лесообразователей», что позволяет дать четкие определения всем возрастным этапам лесообразовательного процесса, которые авторы монографии рекомендуют использовать при оценке состояния лесов.

Авторами выделяются следующие стадии: «Стадия лесобразовательного процесса (развития леса) – качественное возрастное состояние элемента леса, возникающее в закономерной последовательности в процессе его развития и характеризующееся сравнительно одинаковыми темпами роста и спецификой строения чистых древостоев. Стадия является частью фазы развития, т. е. более высокого временного ранга».

Фаза лесообразовательного процесса (развития леса) – качественное временное состояние развития лесных сообществ, характеризующихся сравнительно одинаковой структурой сложных насаждений, сохраняющиеся на определенном отрезке времени, обусловленном онтоценогенетическими стадиями развития леса. В одной фазе могут функционировать несколько элементов леса. Каждый из них может находиться на различных стадиях развития. Фаза является частью периода развития леса» (с. 16).

«Период лесообразовательного процесса (развития леса) – качественное состояние леса, характеризующееся доминированием одного или нескольких элементов леса или других компонентов насаждения, определяющих специфику лесообразовательного процесса на определенном отрезке времени» (с. 17).

Авторами книги на конкретных примерах лесов Западной Сибири показали, что специфика лесообразовательного процесса раскрывается в количестве стадий и фаз развития, в последовательности и скорости прохождения их во времени.

На примере лесных экосистем в районе нефтегазового комплекса Западной Сибири авторы показали эффективность применения генетической типологии лесов при оценке антропогенных изменений лесных экосистем. Они предложили на любой осваиваемой лесной территории воспроизводить на картах коренные типы леса с отражением признаков, указывающих на наличие в каждом типе леса показателей, характеризующих запасы древесины, технического сырья, лекарственных и пищевых растений. Такие карты являются инструментом не только для составления прогноза динамики антропогенных изменений фоновых лесов, но и для оценки потенциальной продуктивности лесных территорий. Эта информация является основой для расчета ущерба, нанесенного лесному покрову при освоении различных природных ресурсов конкретных территорий.

Так, например, наличие карты коренных типов леса позволило при размещении техногенных объектов найти наиболее оптимальный вариант, минимизирующий размер ущерба, который мог быть нанесен природной среде при эксплуатации нефтегазового месторождения.

Большое внимание авторы книги уделили возможностям использования аэрокосмических снимков для задач современного лесоводства на основе использования генетической типологии лесов. Показали пути дешифрирования признаков рельефа – основы условий произрастания, динамики лесообразовательного процесса. Авторами книги определены конкретные задачи для разработки дешифрирования лесов на космических и аэроснимках.

В совокупности всей информации функционирующая система позволяет выйти на мониторинг накопления и разложения фитомассы лесов, что дает возможность реально управлять динамикой потоков углекислого газа в лесах Сибири на больших пространствах с использованием материалов лесоустройства и аэрокосмической съемки.

Принципиально новым в развитии генетической типологии лесов является предложение авторов книги о необходимости составления таблиц хода роста насаждений, в которых кроме данных о запасах древесины, а также фитомассы древостоев предлагается характеризовать и живой напочвенный покров, лесную подстилку и корнеобитаемый почвенный покров. Авторы подчеркивают, что задачи современного лесоводства «не могут быть решены при отсутствии в таксационных описаниях информации экологического и сукцессионного содержания. Ее отсутствие в лесоустроительных материалах не позволяет составить прогноз динамики лесного покрова и провести оценку экологических последствий лесоводственной деятельности человека и влияния на леса природных факторов. Указанные задачи могут быть решены в полном объеме при наличии информации о лесах, содержащихся в неменяющихся границах природно-территориальных комплексов различного ранга, выделение которых основывается на генетической типологии Б. П. Колесникова» (с. 95).

Таковы основные заметные предложения и результаты исследований рецензируемой книги. Но, как отмечают сами авторы, в монографии в виду сложности прикладных задач в области лесного комплекса рассмотрены только принципиальные, базовые основы применения в лесоводстве генетической типологии, а ее публикация направлена на привлечение внимание лесоводов к поиску и обсуждению методических подходов к получению новой информации о лесах, которая могла бы содержаться в материалах лесоустройства и позволила бы удовлетворить запросы различных природопользователей.

В книге обозначены основные направления эколого-географического направления развития генетической классификации лесов, как основы оптимизации охраны и рационального использования лесных ресурсов.

Книга хорошо оформлена, в твердой обложке, снабжена качественными цветными фотографиями. Есть все основания рекомендовать эту книгу и как учебное пособие для студентов биологических и лесных специальностей системы высшего образования.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Ивашкевич Б. А. Маньчжурский лес. Харбин, 1915. Вып. 1. 502 с.

Ивашкевич Б. А. Дальневосточные леса и их промышленное будущее. Хабаровск: Дальневосточн. гос. изд-во, 1933. 168 с.

Колесников Б. П. Кедровые леса Дальнего Востока // Тр. Дальневосточного филиала СО АН СССР. Сер. ботан. 1956. Т. 2( 4). 262 с.

Колесников Б. П. Генетическая классификация типов леса и ее задачи на Урале // Тр. ин-та биол. Уральск. филиала АН СССР. Свердловск, 1961. Вып. 27. С. 47–59.

Колесников Б. П. Генетический этап в лесной типологии и его задачи // Лесоведение. 1974. № 2. С. 3–20.

Седых В.Н. Лесообразовательный процесс. Новосибирск: Наука, 2009. 164 с.


Б. С. Петропавловский,

доктор биологических наук, профессор,

главный научный сотрудник

лаборатории экологии растительного покрова

Ботанического сада-института ДВО РАН,

Владивосток


Вернуться к списку статей