RU EN

Меню страницы:

Публикации 2014-2023 гг.

Ключевые слова:
Николай Владимирович Ловелиус, 80-летний юбилей
Страницы:
73–75

Реферат

От Атлантики до Тихого океана: путь в науке. Николай Владимирович Ловелиус (к 80-летию со дня рождения) // Сибирский лесной журнал. 2016. № 1. С. 73–75. 

Текст статьи


ОТ АТЛАНТИКИ ДО ТИХОГО ОКЕАНА: ПУТЬ В НАУКЕ 
доктор биологических наук, профессор, вице-президент ПАНИ 
НИКОЛАЙ ВЛАДИМИРОВИЧ ЛОВЕЛИУС 
(к 80-летию со дня рождения)



Ловелиус Н.В. (фото на сайт).jpg 


Среди современных докторов наук и академиков вряд ли найдётся ещё один, исколесивший тундру от Атлантики до Тихого океана. Ради чего? Академических регалий, научных открытий, нищенской пенсии, на которую вымирают сегодня последние рыцари науки?

В 1960-80-х годах имя Николая Владимировича Ловелиуса знали все полярные лётчики на просторах от Кольского полуострова до Чукотки. Этот на редкость коммуникабельный человек несколько десятков лет с ножовкой, а позднее с дендробуром, собрал поистине фантастический материал для разрабатываемого им метода дендроиндикации климата по всей северной границе леса СССР. Ученик и последователь А. В. Шнитникова и Е. В. Максимова – последних, как и он, могикан старого поколения, – Ловелиус всю жизнь посвятил науке о ритмах в природе. Он исследовал вопросы солнечно-земных связей на основе анализа приростов годичных колец деревьев, вопросы изменчивости экосистем по ходу 11–22-летнего цикла солнечной активности, вопросы колебаний уровня Мирового океана под влиянием Солнца и планет солнечной системы. По этим темам им опубликовано около 300 работ. 
 

1973_Ары-Мас.jpg 


2008 Ары-Мас Ловелиус_Карбаинов_Первушин_Малолыченко.jpg

Ары-Мас: 1974 и 2008 гг. (на втором снимке слева направо: Н. В. Ловелиус, Ю. М. Карбаинов, В. А. Первунин, О. А. Малолыченко)


На бескрайних просторах Севера судьба не раз хранила Николая Владимировича от непредвиденных обстоятельство. Об одном из таких случаев вспоминается рассказ Е. В. Максимова. В 60-х годах, вчерашним студентом, Ловелиус был заброшен в тундру для экспедиционных исследований и забыт там перегруженными работой полярными лётчиками. Спасли его девочки с почты, к которым перед вылетом забежал Н. В. и подарил две самые важные «для контакта» вещи: шоколад и обещание через неделю вернуться. «Когда через неделю-другую Коля не появился на почте, девочки забили тревогу, разыскали лётчиков и погнали их в тундру...».

Николай Владимирович прошёл самый трудный путь не только по тундре. Самым трудным был путь от детдома до доктора наук и академика ПАНИ – Петровской Академии Наук и Искусства. Так что здесь справедливо можно сказать, что человек сделал себя своими руками. Своими руками он пробивался по жизни и в буквальном смысле слова, потому что как многие детдомовские мальчишки рано попал в «Трудовые резервы» и спорт, надел там боксёрские перчатки и вышел на ринг. Мастер спорта, судья международной категории по боксу Н. В. Ловелиус до сих пор получает приглашения на турниры международного ранга и уже не в перчатках, а в белой рубашке с чёрной бабочкой кружит по рингу… 


НВЛ-2003.jpg 

После развала Союза Ловелиус снова отправляется на Таймыр для создания Центра Арктических Цивилизаций, для создания Таймырского биосферного заповедника, для реакклиматизации канадских овцебыков в русской Арктике. Первым из всех Ловелиус исследует самый северный в мире массив леса из лиственницы Гмелина на Таймыре – Ары-Мас. Первым из специалистов древесных хронологий попадает в зону падения Тунгусского метеорита и открывает там феномен почти вековой спячки деревьев после катастрофы. Одним из первых стоит у истоков создания ПАНИ – альтернативы прогнившей Академии Наук, пережившей развал Союза. Затем, по примеру ПАНИ, ещё одна альтернативная Академия появляется на Дальнем Востоке – ТАНЭБ (Тихоокеанская Академия Наук экологии и безопасности жизнедеятельности). В разваленной стране идёт поиск новых направлений во всех областях, выжившие в науке кадры не собираются сдаваться.

В конце 1990-х – начале 2000-х Ловелиус организует выпуск сборников памяти, ушедших из жизни Максимова и Шнитникова. Затем – их памяти совещания международного и всероссийского уровня. В 2008 г. Николай Владимирович подключается к созданию «Журнала Рiтм – Rhythm Journal» и только благодаря его поддержке выходит первый номер. Такой журнал, как и институт исследования ритмов, были мечтой Шнитникова и Максимова. Но в СССР первое и последнее совещание по ритмике природных явлений на основе солнечно-земных связей было проведено только в 1972 г. Единственное совещание, в котором участвовал знаменитый на весь мир безошибочными прогнозами погоды гелиогеофизик из Горной Шории Анатолий Витальевич Дьяков. На этом завещании он демонстративно, в пику амбициозным и ничего не понимающим в прогнозах Гидрометцентру и АН СССР, сделал доклад на чистейшем французском языке, для чего вынуждены были пригласить переводчика… Ловелиус участвовал в этом совещании и помнит легендарное выступление Дьякова. Помнит и дальнейшее обсуждение его выступления в кулуарах. Дьяков тогда предсказал страшную засуху 1972 и 1973 годов, и оба прогноза на 100 % сбылись.

В 2011 г. «Журнал Рiтм – Rhythm Journal», в состав Редакционного Совета которого входит и Н.В. Ловелиус, опубликовал рукопись книги А. В. Дьякова «Предвидение погоды на длительные сроки на энерго-климатологической основе» (Темир-Тау – Иркутск, 1953-2011, 156 с.). 60 лет эта рукопись пряталась в сейфах Гидрометцентра и АН СССР, чтобы скрыть импотенцию обоих ведомств в вопросах прогноза погоды. Нашему журналу просто посчастливилось найти рукопись у сына Дьякова – Камилла – и сделать её доступной для всех. Книга была опубликована к 100-летию со дня рождения этого гениального исследователя, которому со всех концов земли даже и после смерти шли письма с просьбой дать прогноз. На конвертах вместо адреса стояло: Русскому Богу Погоды…

Нет смысла ещё раз перечислять заслуги Николая Владимировича перед людьми и наукой, неоднократно пересказанные в других публикациях, расскажем лишь о последней. В 2010 г. мы вместе с Ловелиусом опубликовали исследование одного, может быть самого ключевого и самого универсального открытия в палеогеографии, расшифровывающего природу космических ритмов. Это 7104-летняя дендрохронологическая шкала Чарльза Фергюсона. Шкала была построена по сосне остистой из Белых гор Калифорнии, но в графическом виде впервые разработана Ловелиусом. Заслуга Николая Владимировича в том, что его находка оказалась без преувеличения эпохальной. За тысячами цифр древесно-кольцевых хронологий Фергюсона графическая кривая Николая Владимировича Ловелиуса раскрыла то, чего не раскрыли сотни дендрохронологических кривых других исследователей. Это 2600-летний ритм Роджера Брея (Roger Bray), рисующий отзывчивость сосны из Белых гор Калифорнии на все глобальные события Земли в голоцене и плейстоцене. Открытие Николая Владимировича позволило нам привязать дендрохронологическую шкалу Фергюсона к инструментальным метеонаблюдениям за последние 300 лет и к гироскопическому изменению угла наклона оси Земли по ходу 2600-летнего ритма. На сегодняшний день шкала, которую правильней назвать шкалой Ловелиуса-Фергюсона, представляет самую надёжную космическую матрицу для реконструкции климата прошлых эпох и его долгосрочного прогноза. В записи гироскопического движения, периодически меняющего энергетический баланс Земли через площадь суши и океана, и обновляющего жизнь катастрофами, заключается общегеографический и эволюционный смысл шкалы Ловелиуса-Фергюсона. 
 

0-7104 Fergusonscale Earth-axis.jpg

Дендрохронологическая шкала Ловелиуса-Фергюсона: 5100 лет до н.э. – 2010 г. н.э.


НВЛ-ВНУ.JPG 


с Николаем Владимировичем 80-летний юбилей празднует сегодня (10.12.2015) и его жена Валентина Николаевна Ухачёва – известный ботанико-географ, также посвятивший свою жизнь науке. Они родились почти день в день, но с разницей в 4 года… От всей души пожелаем, чтобы оба юбиляра всю жизнь оставались вместе и согревали друг друга воспоминаниями костров давних экспедиций и сердечным теплом.

С любовью и искренним уважением к нашим близким друзьям Н. В. Ловелиусу и В. Н. Ухачёвой –


Евгений Кашкаров
International Rhythm Research Institute, USA

Олег Поморцев
Северо-восточный федеральный университет им. А. К. Аммосова, Якутия




Вернуться к списку статей