Публикации 2014-2023 гг.
1 Международный институт прикладного системного анализа (IIASA)
Шлоссплатц, 1, Лаксенбург, A-2361 Австрия
2 Институт леса им. В. Н. Сукачева СО РАН – обособленное подразделение ФИЦ КНЦ СО РАН
Aкадемгородок, 50/28, Красноярск, 660036 Российская Федерация
3 Мытищинский филиал МГТУ им. Н. Э. Баумана (МГУЛ),
ул. 1-я Институтская, 1, Мытищи, Московская обл., 141005 Российская Федерация
E-mail: shvidenk@iiasa.ac.at, schepd@iiasa.ac.at, kraxner@iiasa.ac.at, onuchin@ksc.krasn.ru
Реферат
УДК 630*61(470)
Швиденко А. З.1, 2, Щепащенко Д. Г.1, 3, Кракснер Ф.1, Онучин А. А.2 Переход к устойчивому управлению лесами в России: теоретико-методические предпосылки // Сибирский лесной журнал. 2017. № 6. С. 3–25.
DOI: 10.15372/SJFS20170601
© Швиденко А. З., Щепащенко Д. Г., Кракснер Ф., Онучин А. А., 2017
Статья содержит краткий анализ теоретико-методических основ перехода лесного хозяйства России к устойчивому управлению (УУЛ). Сжато рассматривается современное состояние лесоуправления в России, которое оцениваются как критическое; ожидаемые воздействия изменений климата (ИК) на леса страны, а также теоретико-методические предпосылки, специфику и риски перехода к УУЛ, включая 1) концепцию и общие методические основы УУЛ; 2) специфику требуемой информации; 3) проблему охраны и защиты лесов в условиях возрастающих рисков; 4) стратегические предпосылки адаптации лесов к изменениям климата и их использование в качестве средства смягчения ИК; и 5) необходимость гармонизованной оценки множества ресурсных и прочих экосистемных услуг в рамках лесного хозяйства, устойчивого к рискам. Рассматривается определяющая роль моделей различной природы как основное методическое средство долгосрочного планирования лесохозяйственных мероприятий. Показывается, что не существует единой стратегии, позволяющей достичь всех целей УУЛ, что масштаб объектов УУЛ играет определяющую роль в поиске оптимальных решений. Россия существенно опаздывает с разработкой и принятием действенной программы перехода к УУЛ. Работа ограничена теоретическими и методическими вопросами и не затрагивает управленческих и организационно-политических проблем современного лесного сектора России.