RU EN

Меню страницы:

Публикации 2014-2023 гг.

Ключевые слова:
Павел Иванович Мороз, 95-летний юбилей

Реферат

* Статья публикуется в сетевом издании

Ващук Л. Н.1, Гиряев М. Д.2, Михайлов М. А.3 Павел Иванович Мороз (к 95-летию со дня рождения) // Сибирский лесной журнал. 2020. № 1.

© Ващук Л. Н., Гиряев М. Д., Михайлов М. А., 2020 

Текст статьи


ЮБИЛЕЙ

ПАВЕЛ ИВАНОВИЧ МОРОЗ

(к 95-летию со дня рождения)

Мороз П.И. (фото РЕД.).jpg


24 декабря 2019 г. исполнилось 95 лет со дня рождения заслуженного лесовода РСФСР, внесшего огромный вклад в развитие отечественного лесоустройства, бывшего начальника Всесоюзного объединения «Леспроект» Павла Ивановича Мороза.

Павел Иванович – украинец, родился в с. Турья Щорского (в настоящее время – Сновского) р-на Черниговской обл., расположенном в 30 км от точки, где сходятся границы Украины, Белоруссии и России. В марте 1941 г. он поступил в Днепропетровское училище гражданской авиации. Когда началась Великая Отечественная война, ему не было еще и семнадцати. На первом этапе войны немцы стремительно наступали, поэтому училище эвакуировали в Алтайский край. Здесь курсант Мороз получил горькое известие: подорвался на мине его старший брат, военный моряк, командир тральщика. Как и многие другие, Павел написал письмо тов. Сталину с просьбой отправить его на фронт – мстить фашистам за брата.

То ли в ответ на письмо, то ли по иным соображениям командования летом 1942 г. курсанта Мороза направляют в летную школу в Чебоксарах. Здесь готовили пилотов легких ночных бомбардировщиков У-2 (после смерти Н. Н. Поликарпова в 1944 г. самолет в честь его создателя переименовали в По-2), по-простецки именуемых «кукурузниками», так как в мирное время они активно использовались в сельском хозяйстве для обработки посевов удобрениями и пестицидами. Фюзеляж самолета представлял собой деревянный каркас, обшитый спереди фанерой, а сзади – полотном; крейсерская скорость составляла 100– 120 км/ч, максимальная достигала 130–150 км/ч – ниже, чем у современных автомобилей.

По окончании училища в декабре 1943 г. Павел Иванович в звании младшего лейтенанта был направлен летчиком в 887-й авиационный полк 208-й ночной бомбардировочной авиационной Киевской Краснознаменной дивизии. По данным наградных листов, хранящихся в Центральном архиве Министерства обороны, на фронтах Великой Отечественной войны воевал с 14 января 1944 г. В 1945 г. ему присвоено звание лейтенант и он назначен на должность командира авиационного звена. Как свидетельствуют записи в личной летной книжке, хранящейся в Российском музее леса, за годы войны П. И. Мороз совершил 333 боевых вылета, в основном ночью для нанесения бомбовых ударов по противнику и для воздушной разведки. Легкие бомбардировщики подходили к цели с установленными на малый газ двигателями и на сверхмалой высоте, благодаря чему оставались незаметными для противника до самого последнего момента. С малой высоты бомбометание производилось с очень высокой точностью, несмотря даже на темное время суток и примитивные средства прицеливания. После сброса бомб бомбардировщик старался быстро уйти, набирая максимальную скорость. Но не всегда удавалось это сделать незамеченным. Не раз приходилось возвращаться с изрешеченными крыльями, порой еле дотягивая до своих. Однако самым опасным было не бомбометание, а воздушная разведка, которую летчик проводил на самолете, оснащенном фотооборудованием.

В конце войны Павел Иванович пересел за штурвал другого знаменитого самолета – штурмовика ИЛ-2, из-за бронекорпуса именуемого «летающим танком». Принимал участие в штурме Берлина и освобождении Праги. Его воинские подвиги отмечены орденами Красной Звезды (28.08.1944), Отечественной войны I степени (08.03.1945) и Красного Знамени (25.04.1945), а также многими боевыми медалями и семью благодарностями Верховного Главнокомандующего И. В. Сталина. В мирное время к боевым наградам добавились многочисленные ордена и медали за трудовые заслуги.

После окончания войны в связи с сокращением Вооруженных Сил в июне 1946 г. дивизию, в составе которой служил в звании лейтенанта П. И. Мороз, расформировали и бывший фронтовой летчик стал студентом Московского лесотехнического института, по окончании которого в 1951 г. по распределению был направлен на работу лесничим подмосковного Домодедовского лесничества.

В 1953 г. ему предложили возглавить лесхоз. Вначале назначили директором Химкинского, затем Солнечногорского (в него вошел и Химкинский) мехлесхоза Московской области. Основная задача руководителя лесхоза в послевоенные годы – организация восстановления изрядно потрепанных лесов Подмосковья. За 10 лет работы в этой должности под его руководством и при непосредственном участии создано 5.5 тыс. га лесных культур. Многие из них являются эталоном рукотворных лесов и в настоящее время.

В 1962 г. Павел Иванович был переведен на работу в аппарат вновь организованного Государственного комитета лесной, целлюлозно-бумажной, деревообрабатывающей промышленности и лесного хозяйства при Госплане СССР.

Поворотным пунктом в жизни и деятельности Павла Ивановича Мороза стало его назначение в январе 1965 г. начальником Всесоюзного аэрофотолесоустроительного объединения «Леспроект», в состав которого входило 17 лесоустроительных предприятий, 65 экспедиций и отрядов, более 500 лесоустроительных партий, размещенных по территории всей страны. Среднесписочная численность работников лесоустройства составляла 9.2 тыс., в том числе постоянно работающих – 5.9 тыс. человек. По состоянию на 1966 г. было изучено наземным лесоустройством и дешифровочным методом 38 % лесов СССР, обследованиями и инвентаризацией – 62 %.

Павел Иванович прекрасно осознавал, что лесному хозяйству и лесной промышленности от лесоустройства необходимы увеличение объемов наземных изысканий и повышение их достоверности. Многие работники лесного комплекса, включая лесозаготовителей, лесоводов и лесоустроителей, считают, что с его приходом к руководству объединением наблюдался подлинный расцвет лесоучетных работ в стране. Он был незаурядной личностью, талантливым руководителем. Пожалуй, главной его отличительной чертой было невероятное упорство в достижении поставленных целей. Проявляя необыкновенную интуицию в определении стратегических направлений в развитии технического прогресса в лесоустройстве, умел находить и подхватывать новинки в науке и технике, которые можно было направить на совершенствование устройства лесов и развитие лесного хозяйства. Он неоднократно говорил, что как руководителя лесоустройства его сформировал коллектив подчиненных ему специалистов, от которых он набирался знаний и опыта, и счастлив, что пришлось работать с такими людьми. С другой стороны, спаянный, четко взаимодействующий коллектив нужно было создать и уметь руководить людьми, совершенно разными по характерам и способностям. Он обладал неординарной способностью мобилизовать интеллектуальный потенциал работавших под его началом специалистов. Будучи неиссякаемым генератором идей, для реализации любой из них П. И. Мороз сколачивал, как он выражался, «мозговой трест» из специалистов, разбирающихся в конкретном вопросе. И делал он это весьма умело, безошибочно оценивая, кто на что способен. Создавались максимально благоприятные условия для творческой работы, но и спрос был жесткий.

Огромная роль П. И. Мороза в совершенствовании технологии лесоустройства. Приступив к работе на посту руководителя В/О «Леспроект», он прежде всего обеспечил переход на широкое использование в качестве технической основы при устройстве лесов цветных спектрозональных аэрофотоснимков вместо черно-белых.

По его инициативе для выполнения научных разработок по совершенствованию технологии лесоустройства в 1972 г. в Москве начала функционировать научно-исследовательская часть В/О «Леспроект» с ее филиалами в Ленинграде, Горьком и Красноярске. В 12 лесоустроительных предприятиях были созданы вычислительные центры по обработке лесоустроительной информации на ЭВМ.

Под непосредственным руководством П. И. Мороза специалистами ряда лесоустроительных предприятий в содружестве с учеными Ленинградской лесотехнической академии была разработана технология рационального сочетания лесотаксационного дешифрирования цветных спектрозональных аэрофотоснимков с натурными работами, которая с 1971 г. стала широко применяться при устройстве лесов многолесных районов. Это позволило в 1.5–2 раза увеличить ежегодный объем лесоустроительных работ в освоенных и осваиваемых районах европейского Севера, Сибири и Дальнего Востока. На первых порах обеспечение спектрозональными снимками осуществлялось Управлением применения авиации в народном хозяйстве и аэрофотосъемочными подразделениями Министерства гражданской авиации СССР, но далеко не в требуемом объеме. Поэтому для своевременного и полного обеспечения материалами высококачественной аэрофотоснимки в ряде крупных лесоустроительных предприятий были созданы собственные специальные авиаотряды и фотолаборатории.

В дальнейшем такая же настойчивость была проявлена им в направлении использования космических снимков. Были разработаны и применены технологии инвентаризации малоосвоенных лесов таежной зоны РСФСР, что позволило закрыть большинство «белых пятен», на которые достоверных сведений о лесах не было вообще или они безнадежно устарели.

Была также разработана и внедрена технология учета текущих изменений в лесном фонде многолесных районов, вызванных концентрированными рубками, пожарами, ураганами и другими вредными воздействиями на леса.

Под руководством П. И. Мороза развивалось одно из главных направлений развития технического прогресса в лесоустройстве – использование электронной вычислительной техники и программного математического обеспечения для обработки лесотаксационной информации и решения задач лесоустроительного проектирования. Во многих вопросах приходилось начинать с нуля, идти методом проб и ошибок, преодолевать недоверие и недопонимание вышестоящих руководителей, у которых слова ЭВМ, автоматизированные системы, алгоритмы, базы данных и т. п. вызывали стойкую аллергию, а зачастую и нескрываемую неприязнь. Ведь для большинства отраслей народного хозяйства, тем более для лесного хозяйства, они представляли незнакомую область знаний, что-то непонятное, непостижимое. Внедрение различных классов счетно-вычислительных машин, разработка для них программных комплексов потребовали осуществить большую работу по комплектованию и обучению кадров, не только знающих специфику лесоустроительного производства, но и способных освоить новую для них технику. В результате существенно вырос уровень автоматизации счетных работ и лесоустроительного проектирования, была принята в промышленную эксплуатацию цельная автоматизированная система обработки лесоустроительной информации, усовершенствованная версия которой используется и ныне на современных персональных компьютерах. В последующем была проделана большая работа по улучшению технологии составления и размножения планово-картографических материалов, по повышению уровня механизации и автоматизации этих работ.

В центре внимания Павла Ивановича находилось постоянное увеличение разнообразных видов услуг, оказываемых силами лесоустроительных предприятий. Помимо лесоустройства, различных видов инвентаризации и обследования лесов проводились охотустройство, учет недревесных ресурсов леса, составление генеральных планов (схем) комплексного развития лесного хозяйства и лесной промышленности, генеральных схем противопожарного устройства областей, краев и республик, осуществление авторского надзора за внедрением в жизнь проектов организации и развития лесного хозяйства, разработанных лесоустроительными предприятиями, отвод и таксация лесосек, освидетельствование мест рубок и многие другие виды работ.

При П. И. Морозе производственные организации «Леспроекта» были размещены в крупных российских городах: Москве, Ленинграде, Вологде, Архангельске, Воронеже, Петрозаводске, Горьком, Свердловске, Перми, Уфе, Казани, Пензе, Ульяновске, Новосибирске, Омске, Томске, Красноярске, Иркутске, Якутске, Чите, Хабаровске, Владивостоке и Свободном, а также в восьми столицах других союзных республик. Получить строительную площадку, разработать проектно-сметную документацию, выбить капитальные вложения, найти подрядчика на приемлемых условиях, добыть дефицитные строительные материалы – все это требовало настойчивости и усилий не меньших, чем организация производства. Однако благодаря усилиям Павла Ивановича, которому были открыты (насколько это было возможно в те времена) двери министерств, ведомств и партийных структур, государство выделило необходимые средства на производственное и жилищное строительство в большинстве перечисленных городов. Если в 1961–1965 гг. на эти цели для нужд лесоустроительных предприятий СССР было направлено 3.8 млн руб., то в 1971– 1975 гг. – 119, в 1976–1980 – 11.4, в 1981–1985 – 11.0, в 1986–1990 – 11.7 млн руб. Значительные суммы расходовались на приобретение автотранспорта, приборов, инструментов и других материально-технических средств, в том числе закупаемых за иностранную валюту.

Можно еще многое поставить в заслугу П. И. Морозу как руководителю Всесоюзного объединения «Леспроект». Пожалуй, результирующим показателем его деятельности следует считать то, что при нем «Леспроект», его деятельность приобрели известность, вызывали интерес во всем мире. Крупнейшие международные мероприятия по проблемам леса и охраны природы не обходились без участия представителей объединения. «Леспроект» был непосредственным организатором лесных международных встреч, учебных семинаров под эгидой ООН. На семинаре 1987 г. по аэрокосмическим методам в лесоустройстве было представлено более 50 стран Азии, Африки, Латинской Америки, Балкан.

Авторитет объединения как проектно-изыскательской организации постоянно рос. За выполненные работы по лесоустроительному проектированию комплексных лесных предприятий, устройству парков, восстановлению природных и лесопарковых ландшафтов, мемориальных комплексов, внедрению новых прогрессивных технологий в лесоустройстве В/О «Леспроект» трижды было награждено почетными дипломами ВДНХ. Личный авторитет П. И. Мороза в лесохозяйственной отрасли был также весомым – с 1974 г. он был членом коллегии Гослесхоза СССР, в этом же году за заслуги в области лесного хозяйства Президиум Верховного Совета РСФСР присвоил ему почетное звание «Заслуженный лесовод РСФСР».

Можно неоднозначно оценивать стиль и методы руководства Павла Ивановича. Но в том, что, несмотря на все перестроечные передряги, управленческую смуту в лесном комплексе России, крайнее несовершенство нынешней законодательной базы в лесных отношениях, российское лесоустройство уцелело, востребовано, постепенно восстанавливает и наращивает состав и объем лесоучетных работ, по-прежнему является основой для ведения лесного хозяйства, организации рационального, непрерывного и неистощительного пользования лесным фондом России в условиях рыночных отношений, заслуга П. И. Мороза очень большая.

Павел Иванович руководил отечественным лесоустройством четверть века – с 1965 по 1989 г. – дольше, чем кто-либо из его предшественников и преемников. За этот период доля лесов страны, изученных наземным лесоустройством и дешифровочным методами, выросла с 38 до 64.4 %. Он работал по принципу – не ради собственного успеха, а для дела, которому служишь.

Павел Иванович скончался 8 ноября 2011 г. на 87-м году жизни и похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище. Устанавливая надгробный памятник, его жена Валерия Сергеевна заранее выгравировала на нем информацию и о себе с открытой датой. Спустя непродолжительное время она умерла и была похоронена в одной могиле с мужем. Детей у них не было.

Основы лесоучетных работ, разработанные и внедренные в практику под руководством П. И. Мороза, находят дальнейшее творческое применение в современной производственной деятельности ФГБУ «Рослесинфорг». Задача нынешнего поколения лесоустроителей состоит в благодарной памяти и продолжении славных традиций, заложенных Павлом Ивановичем Морозом. Чрезвычайно важно, чтобы память о нем сохранилась для будущих поколений лесоустроителей ярким примером служения российскому лесу.


Л. Н. Ващук (Иркутск),

М. Д. Гиряев (с. Лесное Ялтуново, Рязанской обл.) –

ветераны лесоустройства,

М. А. Михайлов,

Российский музей леса,

Москва


Вернуться к списку статей