Статьи 2025 г.
Институт леса им. В. Н. Сукачева СО РАН – обособленное подразделение ФИЦ КНЦ СО РАН
Aкадемгородок, 50/28, Красноярск, 660036 Российская Федерация
E-mail: shishikin@ksc.krasn.ru
Реферат
* Статья публикуется в сетевом издании
Коллектив Института леса им. В. Н. Сукачева СО РАН, редколлегия «Сибирского лесного журнала», коллеги, друзья, товарищи поздравляют Владимира Николаевича Седыха с 90-летним юбилеем, желают доброго здравия и новых увлекательных лесных публикаций!
* Владимир Николаевич Седых (к 90-летию со дня рождения) // Сибирский лесной журнал. 2025. № 3. 4 с.
Статья публикуется к 90-летнему юбилею Владимира Николаевича Седыха, доктора биологических наук, ведущего научного сотрудника Западно-Сибирского филиала Института леса СО РАН, создателя нового направления в научных исследованиях лесов. Вниманию читателей предлагается рецензия на книгу В. Н. Седыха «Леса и нефтегазовый комплекс». Новосибирск: Наука, 2011. 137 с., написанную ведущими лесоводами страны в 2011 г. Актуальность этой работы сохраняется и в настоящее время.
© Институт леса им. В. Н. Сукачева СО РАН, 2025
Текст статьи
ВЛАДИМИР НИКОЛАЕВИЧ СЕДЫХ (К 90-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ)

Территория севера Западной Сибири относится к регионам России, где природная среда в последние годы подвергается мощнейшему антропогенному воздействию. Со второй половины XX в. здесь интенсивно развиваются предприятия и инфраструктуры нефтегазового комплекса (НГК). Деятельность НГК угрожает существованию многих видов животных и растений этой части бореальной зоны России. Но так было не всегда. В конце 50-х годов XX в. на севере Западной Сибири были открыты огромные запасы нефти и газа, и территории, бывшие до этого заповедными западносибирскими провинциями, приобрели общенациональное промышленное значение как центры добычи нефти и газа. Естественным образом форсированными темпами началось строительство дорог, ЛЭП, нефтегазопроводов, объектов нефтегазодобычи и населенных пунктов, что привело к разрушению лесоболотных экосистем (и социума КМНС) на больших пространствах. При виде этих последствий у местного населения, научной общественности и людей, живущих за пределами районов нефтегазодобычи, сложилось и бытует до сих пор единое убеждение, что нефтегазовый комплекс имеет только отрицательное воздействие на природную среду и, в частности, на леса. Работники охраны природы и лесного хозяйства с самого начала освоения нефти и газа предпринимают всяческие усилия по предотвращению отрицательных последствий функционирования НГК, но до сих пор результаты их деятельности в значительной мере оказались малоэффективны. Прежде всего это связано с использованием устаревших методов охраны природы и со слабой научной проработкой новых. Прошло более 40 лет и сейчас на техногенных формах рельефа, всегда относимых к разрушенным землям, в Сургутском Полесье появились природные явления, происхождение которых требовало своего объяснения. Знаете ли вы, почему влияние лесного пожара в северной тайге благотворно, а не вредно? Знаете ли вы, что фактически губит леса в районах нефтедобычи, а что их возобновляет?
Если вы хотите узнать это, то вам будет бесспорно интересна книга доктора биологических наук, главного научного сотрудника Западно-Сибирского филиала Института леса им. В. Н. Сукачева СО РАН Владимира Николаевича Седыха, вышедшая в конце 2011 г. в Новосибирском издательстве «Наука» под названием «Леса и нефтегазовый комплекс».

Введение в книгу очень краткое, но автор сумел четко охарактеризовать регион своих многолетних исследований и не менее четко показать, что происходящие изменения в лесах Сургутского Полесья, а также в других регионах работы предприятий российского НГК (промышленного воздействия) демонстрируют нам совсем не то, что можно было бы ожидать, что всякое вторжение в дикую природу есть вред и приносит только ущерб, который надо оценить и заплатить за него, дабы исполнился принцип, сформулированный в XX в.: «загрязнитель платит». Научные знания тем и отличаются от веры, что они не могут быть догмой.
В главе 1 «Состояние современного лесного покрова в районе исследований» автор определил цель исследования: провести сравнительный анализ состояния лесов, возникших на техногенных формах рельефа, и фоновых лесов одного и того же возраста, характерных для Сургутского Полесья. С учетом того, что фоновые леса характеризуются низкой продуктивностью по классам бонитета, убедительно доказана пирологическая природа их происхождения и обновления. Огонь – творец сосновых лесов.
В главе 2 «Физико-механические факторы, частично разрушающие лесные биогеоценозы», детально рассмотрены процессы образования леса на вырубках после пожаров, а также губительное действие на лес его подтопления. Если успешное возобновление леса на гари хорошо известно, то эффект подтопления стал фактором разрушения лесов Западной Сибири в результате освоения больших территорий при развитии НГК, поскольку прокладка дорог, строительство буровых площадок и нефтепроводов существенным образом изменяет поверхностный сток и водный режим лесных территорий в местах их освоения НГК.
В главе 3 «Физико-механические воздействия, полностью разрушающие лесные биогеоценозы» очень компактно изложен материал о придорожных лесах Западной Сибири, о лесообразовательном процессе на валах, образовавшихся в лесах при прокладке различных коммуникаций и на валах, образовавшихся на болотах после прокладки трубопроводов, а также о возобновлении леса на намываемых песках.
В главе 4 «Воздействие на леса химических факторов» В. Н. Седых систематизировал материалы всех своих наблюдений о возобновлении древесных растений в самых различных вариантах загрязнения территории продуктами нефтеразведки и нефтедобычи, опираясь на накопленные данные полевых и экспериментальных работ. Рассмотрел состояние лесовозобновления на заболоченных участках леса, загрязненных нефтью, а также отходами бурения грунтов.
Отдельное внимание уделено естественному лесовозобновлению на обваловках шламовых амбаров и образованию на них миниатюрных лесоболотных экосистем, а также результатам своих экспериментов по оценке влияния отходов нефтебурения на овощные культуры.
В главе 5 «Мониторинг природной среды в районах нефтегазодобычи Сибири» изложены взгляды автора на построение системы мониторинга природной среды в районах производственной деятельности НГК. Достаточно ясно показано, что надо делать для организации эффективного мониторинга природной среды в районах деятельности НГК. Эта глава по своей сути представляет подробный эскиз концепции создания современного мониторинга природной среды на территориях деятельности НГК и не только.
В заключение книги для понимания результатов исследования автор приводит описание всех вариантов лесообразования на ландшафтах, трансформированных деятельностью предприятий НГК в Западной Сибири. Сообщается, что характеристики сосновых лесов, занимающие 85 % площади Сургутского Полесья, использованы в качестве фоновых для проведения сравнительного анализа и оценки их реакции на воздействие техногенных факторов НГК.
Авторские фотографии сразу концентрируют внимание читателя на главном образе, ассоциированном с воздействием физико-химических факторов НГК на сосновые леса Сургутского Полесья.
В своей книге автор настойчиво привлекает внимание к неординарным явлениям в экологии лесов и к проблемам освоения бореальных, почти арктических лесов, включая тундру и лесотундру – главные районы деятельности Российского НГК, благодаря которым еще лет 70 будет развиваться экономика нашей страны. Обеспечение экобезопасности территории развития НГК является не только стратегической национальной задачей, но и привлекает пристальное внимание международных и неправительственных экологических организаций. На глазах автора произошли масштабные изменения микрорельефа, погибли и вновь возродились леса, которые приобрели новое и неожиданное качество – они стали более продуктивными, чем погибшие.
В результате исследований, проведенных под руководством В. Н. Седых, установлено, что отходы бурения только временно подавляют жизнедеятельность растений и только вблизи шламовых амбаров в местах с большой концентрацией загрязнителей. Все это послужило основанием к разработке технологии лесной рекультивации шламовых амбаров взамен дорогостоящей и экологически не оправданной, которая осуществляется путем засыпки (песком) шламовых амбаров.
Запатентованная технология, осуществляющаяся путем посадки на обваловку различных видов ив и рогоза по урезу воды водоема, направлена на ускорение процесса восстановления или образования новых продуктивных и биологически разнообразных экосистем. С 1996 г. ОАО «Сургутнефтегаз» взамен прежней рекультивации применяет лесной вариант биологической рекультивации, с использованием которой рекультивировано более 2 тыс. шламовых амбаров.
При современных методах бурения и эксплуатации нефтяных скважин этот метод признан наиболее экологически и экономически оправданным, и Ростехнадзор Приказом № 142 от 4 марта 2010 г. утвердил целесообразность его применения на территории средней тайги Западной Сибири.
Эту технологию следует признать одним из выдающихся достижений современной научной деятельности Института леса им. В. Н. Сукачева СО РАН и ОАО «Сургутнефтегаз» в решении задач оздоровления природы Западной Сибири, а ее разработчики заслуживают всяческих похвал и признания.
Человечество уже 20 лет говорит об исключительной важности биосферного механизма поддержания жизни на суше с помощью лесов планеты. В 1992 г. были приняты исторически важные фундаментальные решения о лесах на Конференции ООН в Рио-де-Жанейро. При этом по неведомым законам (лоббизм, деньги) проникают околонаучные и бытовые знания в нормативно-правовые документы лесного хозяйства России.
Ситуация почти анекдотичная. Всем лесоводам хорошо известно, что минерализация почвы способствует прорастанию семян лесных деревьев получив физико-химические преимущества перед мхами, лишайниками и травами: беспрепятственный доступ к свету, воде, доступным элементам питания. Получается, что если поставлена цель обеспечить условия естественного лесовосстановления, то нарушать подстилку и почву можно, а при строительстве инфраструктуры НГК – плати штраф. При этом молодой лес поднялся там, где у него не было шансов вырасти, если бы не помощь НГК. (На вырубках сосняка лишайникового лесовозобновление идет только на волоках и пасеках, где содрана подстилка).
Рецензируемая книга подвела всех нас к этапу создания принципиально новых знаний о лесах Западной Сибири, который открывает неожиданно новое направление в научных исследованиях в познании роли разрушительных факторов в создании лесов и различных, пока неизвестных, экосистем на территории бореальных лесов.
Новизна этих знаний заключается в том, что человек наглядно, на больших пространствах столкнулся с массой фактов адаптивного протекания главных экологических процессов, связанных с деятельностью предприятий НГК. Ожидание и появление подобного рода разрушений в природной среде под воздействием природных или антропогенных факторов всегда пугало человека, и он делал все возможное для предотвращения возникновения, с его точки зрения, этих случайных досадных явлений, мешающих ему жить.
В. В. Страхов,
доктор сельскохозяйственных наук,
ВНИИЛМ, Пушкино, Моск. обл.
А. И. Писаренко,
доктор сельскохозяйственных наук,
академик РАСХН,
Президент Российского общества лесоводов,
Москва
В. С. Столбовой,
доктор географических наук,
Институт почвоведения им. В. В. Докучаева РАСХН, Москва