RU EN

Меню страницы:

Публикации 2014-2023 гг.

Ключевые слова:
Юрий Михайлович Карбаинов, 16.07.1952-23.02.2016, памятная статья
Страницы:
122–124

Реферат

Памяти Юрия Михайловича Карбаинова (16.07.1952–23.02.2016) // Сибирский лесной журнал. 2016. № 2. С. 122–124.

Текст статьи


ПАМЯТИ УЧЕНЫХ

ЮРИЙ МИХАЙЛОВИЧ КАРБАИНОВ
(16.07.1952–23.02.2016)


Карбаинов Ю.М. (фото на сайт).jpg 


23 февраля 2016 г. после продолжительной и тяжелой болезни ушел из жизни выдающийся российский эколог Юрий Михайлович Карбаинов. Он родился 16.07.1952 г. в с. Мухоршибирь в Бурятии. Всю свою жизнь и научную деятельность посвятил проблемам экологии и охраны природы, работал в системах лесного хозяйства и заповедного дела. Закончив Ленинградскую лесотехническую академию в 1976 г., работал сначала лесничим Чивыркуйского лесничества на оз. Байкал, а с 1979 г. – в научном отделе Байкальского госзаповедника. Участвовал в комплексном лесоустройстве заповедника, будучи автором и соавтором ряда тематических карт и серии методик, за создание которых был награжден по линии ВДНХ. Позже оказывал консультативную помощь при лесоустройстве Баргузинского, Курильского, Зейского, Магаданского и Саяно-Шушенского заповедников.

В 1980–1985 гг. принимал участие в экспедициях ряда институтов СО АН СССР по проблеме усыхания пихтовых лесов, в 1985–1986 гг. – в экспедиции ЛАМ Госкомгидромета СССР, в 1986–1987 гг. отвечал за проект организации Байкало-Ленского заповедника. В 1987–1988 гг. изучал причины гибели популяции Байкальской нерпы в результате сбросов БЦБК, доказывая ее антропогенную и трофическую обусловленность.

С 1985 по 1988 г. руководил Байкальским заповедником после трагической гибели его директора А. М. Субботина (1986 г.). В 1988 г. Главохота РСФСР назначила Юрия Михайловича на должность директора Таймырского государственного заповедника. Он заметно активизировал его деятельность и привлек к работе опытных специалистов – знатоков природы Арктики и Таймыра, в частности докторов наук Н. В. Ловелиуса, Н. К. Верещагина, Е. Е. Сыроечковского, В. Б. Куваева, В. В. Украинцеву и др., стараниями которых научная работа в заповеднике перешла на более высокую ступень. Юрий Михайлович был инициатором работы сотрудников «вахтовым» методом, позволившим привлечь многих ведущих в своих отраслях ученых России.

В 1989 г. совместно с профессором Е. Е. Сыpоечковским руководил и принял участие в первой экспедиции ВВФ России. Достигнутые результаты заложили основу организации Большого Арктического заповедника (площадью более 5 млн га) и создания представительства ВВФ в России.

В 1990 г. отвечал за вопросы организации заповедника «Дельта Селенги» и разработку проекта Тункинского национального парка, в результате в 1991 г. было принято постановление Совмина РСФСР по организации Тункинского государственного природного национального парка.

В 1991 г., находясь в командировке в Германии по линии АН СССР, подписал Договор партнерства заповедника «Таймырского» (Россия) и национального парка Шлезвиг Гольштейн Ваттенмеер (Германия). В рамках этого партнерства в течение 10 лет на Таймыре работала группа сотрудников по программе «Мониторинг куликов на Таймыре». В 1993 г. совместно с академиком Е. Е. Сыроечковским руководил экспедициями по организации Арктического филиала Таймырского заповедника в бухте М. Прончищевой. Филиал создан в 1994 г. постановлением правительства Российской Федерации.

В 1995 г. с участием Ю. М. Карбаинова решен вопрос организации охранной зоны (около 1 млн га) Таймырского заповедника «Бикада» с целью охраны овцебыка. В 1995 г. президент Фонда ВВФ принц Филипп вручил Юрию Михайловичу Почетную грамоту за создание самой плотной сети охраняемых территорий в мире на п-ове Таймыр.

В 1996 г. совместно с профессором Н. В. Ловелиусом Ю. М. Карбаинов вышел с предложением в президиум ПАНИ о создании лаборатории «Дендроиндикации природных процессов и антропогенных воздействий» ПАНИ в г. Санкт-Петербурге. В 1996–1997 гг. руководил и принимал участие в отлове и переселении 50 овцебыков с Таймыра в Якутию (в том числе на о-в Врангеля), а в 1997–1998 гг. – 30 овцебыков с Таймыра на п-ов Ямал.

В 2000 г. получил Федеральное задание и совместно с профессором Н. В. Ловелиусом приступил к выполнению Государственной темы «Методы дендроиндикации и анализ степени широкомасштабного повреждения лесов охраняемых природных территорий Восточной Сибири», над которой работал и в последнее время, руководя также темой эколого-этнографического профиля «Родословие долган и нганасан Восточного Таймыра».

Заповедное дело в России имеет давнюю историю и претерпело различные превратности судьбы, которые чаще возникают от непрофессионального понимания назначения заповедных территорий. Отличительная особенность Юрия Михайловича была в приверженности к научным исследованиям в заповедниках. Будучи директором Таймырского заповедника, он гордился, что смог привлечь крупнейших отечественных и иностранных исследователей Арктики. Тем самым доказал, что заповедники как природно-зональные эталоны России должны и могут быть научными организациями. Требовались большие финансовые, организационные и административные усилия, но он это направление успешно развивал. К сожалению, далеко не многие заповедники выполняют свои прямые обязанности – организацию научных исследований. Юрий Михайлович был инициатором разработки методики устройства заповедников как полигонов для экологических исследований. Почти законченные работы были свернуты, и сейчас тратятся большие средства на устройство заповедников как обычных лесхозов. При этом не учитываются экосистемная организация заповедных территорий, области экстраполяции, репрезентативность мониторинговых объектов. Выведенные из хозяйственного оборота территории не дают необходимой информации и пользы, о чем всегда беспокоился Юрий Михайлович.

Деятельность Юрия Михайловича Карбаинова нашла отражение во многих его публикациях (около 60). В 1993 г. он защитил кандидатскую диссертацию по теме «Роль катастрофических факторов в нарушении темнохвойных лесов Байкальского заповедника», в основе которой его работы на Байкале. Он автор двух монографий, написанных на основе работ в ООПТ Байкальского региона: «Геодинамическая оценка состояния лесных экосистем (на примере Байкальского биосферного заповедника)» (1992) и «Основы геодинамической оценки состояния лесных экосистем» (2000), а также соавтор монографий: «Оценка окружающей природной среды на трассе нефтепровода "Россия–Китай" на территории национального парка "Тункинский"» (2002, 2003), «Тункинский национальный парк (эколого-рекреационная и демографическая обстановка, проблемы лесоустройства и лесовосстановления)» (2005), «Лесоустройство в заповедниках – принципы и методы. Подходы к обобщению опыта» (2005). Юрий Михайлович был инициатором издания и редактором шести монографий по результатам работ сотрудников Таймырского заповедника, часть которых широко известна в России: «Природа Таймыра и овцебыки» (1996), «Растительность и климат Сибири эпохи мамонта» (2002), а также соавтором монографии «Овцебыки в тундре России» (2002).

Ю. М. Карбаинов – действительный член Петровской академии наук и искусств (ПАНИ), организатор Таймырского и Красноярского отделений, председатель Таймырского отделения ПАНИ, лауреат Менделеевской премии ПАНИ, действительный член Российского географического общества, один из основателей Музея мамонта в пос. Хатанга Красноярского края. Близко сотрудничал с летчиком-космонавтом П. Р. Поповичем, был директором Байкальского филиала Института мониторинга земель, который возглавлял Павел Романович Попович (Москва), тесно контактировал с одним из руководителей Госкомприроды (ныне заместителем руководителя Федеральной службы по надзору в сфере природопользования – Росприроднадзора) А. М. Амирхановым. Награжден медалью «За верность России».

В последние годы Юрий Михайлович работал ведущим научным сотрудником, руководителем отдела экопросвещения Государственного природного биосферного заповедника «Таймырский». Более чем двадцатипятилетняя организаторская, научная и научно-организационная деятельность Ю. М. Карбаинова в системе заповедников России давала основание представить его к присвоению звания «Заслуженный эколог Российской Федерацию», каковым он на самом деле и был.

Все коллеги, работавшие или просто общавшиеся с ним, навсегда запомнят его талантливым организатором разнообразных научных исследований на Байкале, Таймыре и в Саянах, запомнят его ответственным, очень контактным, доброжелательным и неунывающим человеком и глубоко скорбят по его раннему уходу из жизни. Он мог бы еще многое сделать.


Коллеги, друзья, товарищи,
дирекция Института леса им. В. Н. Сукачева СО РАН,
редколлегия «Сибирского лесного журнала»




Вернуться к списку статей